Группа №8; г.Каменск-Уральский

Патриотическое воспитание дошкольников

 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия, поля, холмы родные,

Родного неба милый свет, знакомые потоки, златые игры первых лет.

И первых лет уроки, что вашу прелесть заменит?

О, Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?

В. А. Жуковский

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.

Патриотические чувства надо прививать детям с дошкольного возраста. Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события [2, С. 123].

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной [4, 123].

Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране [1, С. 5].

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело [4, С. 123].

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.

В последнее время нравственно-патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили нас к необходимости исследования темы по патриотическому воспитанию детей [2, 242].

Работая с детьми по проблемам нравственно-патриотического воспитания можно сделать вывод о том, что у детей недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию.

Основными причинами являются достаточно низкий уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых участвующих в воспитании ребёнка.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Продолжать работу по теме «Моя семья». Формировать у детей интерес к своей родословной.
  2. Расширить у детей интерес к родному городу, знать его достопримечательности.
  3. Расширить у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне.
  4. Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.
  5. Познакомить детей с народными традициями. Разучить русские народные игры, пословицы, стихи о Родине
  6. Расширять знания о различных профессиях, их значимости для общества.
  7. Привлечь внимание родителей к нравственно - патриотическому воспитанию детей.
  8. Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим событиям в стране и мире.

- С целью расширения у детей полученных знаний, в группе была создана предметно-развивающая среда. Был оборудован уголок по нравственно-патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия:

- Карта мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных населяющих леса России. Воспитывать у детей стремление беречь эти богатства и приумножать их, воспитывать чувство гордости за нашу страну.

- Альбом «Наша Родина - Россия», где дети знакомятся с геральдикой и иллюстрации о малой Родине, Москве и России.

- Альбомы «Наша Армия родная» - помогают детям закрепить представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной технике.

- У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину. Также в этом4 уголке дети могут поближе познакомиться, закрепить знания о памятниках нашего города.

- У детей необходимо воспитывать гордость за историческое прошлое своей страны, с целью патриотического воспитания, что вызывает у детей интерес к окружающему миру, любовь к малой Родине, России, к историческому прошлому.

Таким образом, рассматривая весь материал уголка нравственно - патриотического воспитания у детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность, любознательность и желание помочь товарищу. Наряду с этим, ведется систематическая работа по знакомству детей с родной страной, городом. Проводятся целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Работа по патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна, требует большого такта и терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма и гражданственности - важными. В связи с этим возникла проблема просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя [4. С. 218].

Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения.

Таким образом, работу по патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что дает положительный результат в воспитании детей.

Среди родителей нужно проводить анкетирование, с целью выяснения их заинтересованности в совместном сотрудничестве с детским садом, а также затрагивать вопросы, каким они хотят видеть своего ребёнка в будущем. Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей.

Библиографический список

  1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. - сост. Александрова Е. Ю. и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. -СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. -528 с.
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2- е изд. , перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 1998 - 304 с.
14 августа 2016 в 19:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.